Серапионова пустынь

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Историческое описание Серапиновой пустыни

Индекс материала
Историческое описание Серапиновой пустыни
Продолжение 2
Продолжение 3
Все страницы

Серапионова пустынь при большом чистом озере, называемом «калачное», находится во Владимирской губернии, в Вязниковском уезде, по левую сторону реки Клязьмы, судоходной в той части своего течения, в 2-х верстах от нее, в расстоянии от города Владимира в 118 верстах, от гор. Вязников в 12в., от станции М.-Н. ж. д. «Сёньково» в 12 в. Среди Кляземской поймы, под сенью дубовой рощи приютилось село Упразднённая Серапионова пустынь. Впрочем, название «Упраздненная Серапионова пустынь» — название официальное, общеупотребительное же название села — «Пустынька». Белая каменная церковь и трехъярусная колокольня, обнесенная широкой и белой оградой, красиво выделяются на зеленом берегу старого русла Клязьмы — «Старицы». Семейства священника и псаломщика и деревянная сторожка при церкви — вот все население села «Упраздненной Серапионовой пустыни». Летом село утопает в море зелени и луговых цветов; зимой необъятное пространство кругом покрыто непроходимыми сугробами, а весной все это пойменное пространство покрывается сплошной массой воды село представляется как бы плавающим, Храм в селе — во, имя Св. Живоначальныя Троицы. Придел в честь Корсунской Божия Матери, Храм и все каменное построение — минувшего столетия, а именно 1829 года; колокольня же построена в 1900 году. Таково современное положение села. Но ранее сего времени здесь был деревянный храм, первоначально бывший церковью монастырскою. Такого рода превращение (из монастырского храма в приходской) — дело довольно обыкновенное. Так, Кинешемский приход в 4в. и Борисоглебскийй в 6 в., (в этой местности) образовались из закрытых монастырей.

Местность, занимаемая ныне Серапиновой пустынью, покрыта была дремучим лесом в древности. Дикие незаселенные места, представляли самое удобное место для любителей уединенных иноческих подвигов. С незапамятных времен на Руси вместе с многочисленными иноками, жившими в обширных и многолюдных монастырях. Было немало таких, которые не удовлетворялись общей монастырской жизнью и, по разным причинам, искали уединения, желая достигнуть, возможно, большего нравственного совершенства посредством уединенных подвигов молитвы, поста, воздержания — словом посредством подвигов борьбы с плотью и со страстями. Таким образом, вполне возможно допустить, что девственные леса Кляземского побережья впервые были избраны бедными иноками, как очень удобное место для совершения своих иноческих подвигов.

Наряду с монастырями Суздальским  и Флорищевой пустынью  существовала, на берегу реки Клязьмы, мужская Серапионова пустынь (по народному названию «Пустынька»), где древний русский благочестивый человек, из всех видов иноческих подвигов более всего предпочитавший пустынножительство, в стороне от мира, совершал трудный, а многим даже вовсе непосильный подвиг анахоретства. Когда и как эта пустынь возникла — неизвестно. Неизвестно, откуда пришел сюда первый подвижник благочестия, и какого монастыря он был постриженик.

Но, хотя время основания пустыни, за отсутствием ясных и прямых документов, положительно неизвестно, но по достоверным преданиям и сведеньям известно, что она основана была в начале XVII столетия. Строитель ее, — по имени Серапион, коему мирское имя было Сергий; место это называлось Семибратскою пустынею, и было мужским монастырем, что видно из уцелевшего рукописного синодика  с 25 рисунками, нарисованными красками. Заглавный лист этого синодика — с виньеткою; на нем надпись следующая: „лета от Рождества Христова в 1728 году, сей синодик дому Живоначальныя Троицы Серапионовы пустыни переделан вновь тоя ж пустыни тщанием многогрешного иеромонаха Герасима везниковца, при казначее старце Сергие лихопожненском . Заголовок к тексту написан: «синодик соборной Апостольской (вязью) церкви». Рисунки изображают: 1-й череп человеческий; 2-й рисунок глава человеческая, на пьедестале, перед нею сидит царь, с другой стороны человек указывающий перстом; 3-й рисунок — человек в гробе, а над ним совершают погребение в пещере. Остальные рисунки заключают события из жизни Новгородского посадника Щила. Замечательно, что такого имени не существует, но в этом синодики текст начинается так: «быть в великом Нове-Граде человек, чудо страшно и удивлению достойно: бе некто посадник именем Щилъ имея у себя сына едино чадо, бе бо богат вельми и многим даяше сребро влихву, взимаше на год на новгородский рубль деньгу Новгородскую, и от того собра имения много и помыслив на то сребро церковь поставити и монастырь оградити». Кроме инока схимника Серапиона, в синодике упоминаются основателями пустыни Сергий и Герасим, схимник Тихон, митрополит Корнилий , архиепископ Серапион , Михаил—Верижник , Иоаким  и другие угодники Божие.

 



 

Пожертвование

Баннер


Баннер
Я принимаю Яндекс.Деньги 41001436693394