Серапионова пустынь

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Историческое описание Серапиновой пустыни

Индекс материала
Историческое описание Серапиновой пустыни
Продолжение 2
Продолжение 3
Все страницы

Серапионова пустынь при большом чистом озере, называемом «калачное», находится во Владимирской губернии, в Вязниковском уезде, по левую сторону реки Клязьмы, судоходной в той части своего течения, в 2-х верстах от нее, в расстоянии от города Владимира в 118 верстах, от гор. Вязников в 12в., от станции М.-Н. ж. д. «Сёньково» в 12 в. Среди Кляземской поймы, под сенью дубовой рощи приютилось село Упразднённая Серапионова пустынь. Впрочем, название «Упраздненная Серапионова пустынь» — название официальное, общеупотребительное же название села — «Пустынька». Белая каменная церковь и трехъярусная колокольня, обнесенная широкой и белой оградой, красиво выделяются на зеленом берегу старого русла Клязьмы — «Старицы». Семейства священника и псаломщика и деревянная сторожка при церкви — вот все население села «Упраздненной Серапионовой пустыни». Летом село утопает в море зелени и луговых цветов; зимой необъятное пространство кругом покрыто непроходимыми сугробами, а весной все это пойменное пространство покрывается сплошной массой воды село представляется как бы плавающим, Храм в селе — во, имя Св. Живоначальныя Троицы. Придел в честь Корсунской Божия Матери, Храм и все каменное построение — минувшего столетия, а именно 1829 года; колокольня же построена в 1900 году. Таково современное положение села. Но ранее сего времени здесь был деревянный храм, первоначально бывший церковью монастырскою. Такого рода превращение (из монастырского храма в приходской) — дело довольно обыкновенное. Так, Кинешемский приход в 4в. и Борисоглебскийй в 6 в., (в этой местности) образовались из закрытых монастырей.

Местность, занимаемая ныне Серапиновой пустынью, покрыта была дремучим лесом в древности. Дикие незаселенные места, представляли самое удобное место для любителей уединенных иноческих подвигов. С незапамятных времен на Руси вместе с многочисленными иноками, жившими в обширных и многолюдных монастырях. Было немало таких, которые не удовлетворялись общей монастырской жизнью и, по разным причинам, искали уединения, желая достигнуть, возможно, большего нравственного совершенства посредством уединенных подвигов молитвы, поста, воздержания — словом посредством подвигов борьбы с плотью и со страстями. Таким образом, вполне возможно допустить, что девственные леса Кляземского побережья впервые были избраны бедными иноками, как очень удобное место для совершения своих иноческих подвигов.

Наряду с монастырями Суздальским  и Флорищевой пустынью  существовала, на берегу реки Клязьмы, мужская Серапионова пустынь (по народному названию «Пустынька»), где древний русский благочестивый человек, из всех видов иноческих подвигов более всего предпочитавший пустынножительство, в стороне от мира, совершал трудный, а многим даже вовсе непосильный подвиг анахоретства. Когда и как эта пустынь возникла — неизвестно. Неизвестно, откуда пришел сюда первый подвижник благочестия, и какого монастыря он был постриженик.

Но, хотя время основания пустыни, за отсутствием ясных и прямых документов, положительно неизвестно, но по достоверным преданиям и сведеньям известно, что она основана была в начале XVII столетия. Строитель ее, — по имени Серапион, коему мирское имя было Сергий; место это называлось Семибратскою пустынею, и было мужским монастырем, что видно из уцелевшего рукописного синодика  с 25 рисунками, нарисованными красками. Заглавный лист этого синодика — с виньеткою; на нем надпись следующая: „лета от Рождества Христова в 1728 году, сей синодик дому Живоначальныя Троицы Серапионовы пустыни переделан вновь тоя ж пустыни тщанием многогрешного иеромонаха Герасима везниковца, при казначее старце Сергие лихопожненском . Заголовок к тексту написан: «синодик соборной Апостольской (вязью) церкви». Рисунки изображают: 1-й череп человеческий; 2-й рисунок глава человеческая, на пьедестале, перед нею сидит царь, с другой стороны человек указывающий перстом; 3-й рисунок — человек в гробе, а над ним совершают погребение в пещере. Остальные рисунки заключают события из жизни Новгородского посадника Щила. Замечательно, что такого имени не существует, но в этом синодики текст начинается так: «быть в великом Нове-Граде человек, чудо страшно и удивлению достойно: бе некто посадник именем Щилъ имея у себя сына едино чадо, бе бо богат вельми и многим даяше сребро влихву, взимаше на год на новгородский рубль деньгу Новгородскую, и от того собра имения много и помыслив на то сребро церковь поставити и монастырь оградити». Кроме инока схимника Серапиона, в синодике упоминаются основателями пустыни Сергий и Герасим, схимник Тихон, митрополит Корнилий , архиепископ Серапион , Михаил—Верижник , Иоаким  и другие угодники Божие.

 


Кроме синодика имеется еще описание этой пустыни от 1702 года: «В Ярополченском стану Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе».... «Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. В монастыре 13 келий — крыто драньем, в них живут: иеромонах Макарий, крылошанин, пономарь, проскуряк да 5 старцев; Государева денежного и хлебного жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаянием». Пустынь существовала до половины XVIII столетия, как то можно видеть из имеющегося в архиве Св. Синода дела № 637/413 26ноября/1июня 1742г.: «По доношению Нижегородской Духовной Консистории о впавших в разные вины священно-церковнослужителях». Список впавших в вины, кои прощены были монашествующие — расстриги, коим монашество возвращено: Ярополческой волости, Серапионовой пустыни 1 человек .

 


Около 50 лет пустынь находилась в большой скудости и опасности со стороны тогдашних разбоев, что видно и из синодика, в котором встречаются такие выражения: «священно иерея Романа убиенного от разбоя". Лесные бродяги неоднократно разбойнически нападали на нее и грабили, а около 1749 года окончательно разорили и церковь деревянную во имя Св. Жив. Троицы и в честь Корсунской Божией Матери выжгли. Монашествующие, в числе 5 человек, переселились после того в Суздальский Спасо-Евфимеев монастырь . Затем Серапионова пустынь, при учреждении духовных штатов в 1764 году, была упразднена и церковь ее обращена в приходскую. А когда в 1778 году образовано было Владимирское наместничество, упраздненная пустынь объявлена была принадлежащею к Вязниковскому уезду, а не к Суздальскому.

Просуществовавши некоторое время, монастырь или монастырек превратился в село, и монастырская церковь Св. Живоначальныя Троицы сделалась приходскою Вследствие того, конечно, что с развитием населения в этой местности явилась надобность именно в приходской церкви и в приходском духовенстве для исправления треб.

Итак, по приведённым данным, история упраздненной Серапионовой пустыни тесно связана с жизнью преподобного Серапиона; но, к великому сожалению, память об этом подвижнике и пустыннике не сохранилась, ни в предании окрестного населения, ни в виде камня с образом и летописью, который, вероятно, поглотила земля, или уничтожило невежество , ни в виде иконы. И, Бог весть, что стало бы с Серапионовой пустынью, если бы не почивало на ней благословение преподобных первооснователей ее. Всеистребляющее время не могло, однако, повлиять на то благоговейное памятование о бывшей Серапионовой пустыни, каким окружала и до сих пор окружает ее память живая народная молва. А известно, — слухи народные до некоторой степени свидетельствуют и о том, к чему стремится этот народ. Этот «голос народа», который вместе с тем есть и «голос Бога» (Vox populi – vox Dei), хорошо был понят некоторыми людьми, которые и постарались возобновить бывшую обитель на месте, политом потом и слезами угодника Божия Серапиона, и тем удовлетворить желанию окрестных жителей.

В 1844 году поселились здесь девицы и вдовы или, как они называются, сестры, от суеты мирской посвятившие себя служению Богу, в числе 9 человек; все они Вязниковского уезда; имена их, как видно из синодика, Наталья, Анны 3, Александры 2, Марья, Феодосия и Параскева. Они, находясь в саженях в 100 от церкви (Троицкой), молились, пропитывались собственными трудами и вместе с тем устраивали хор пения, которое с каждым годом улучшалось и привлекало много богомольцев.

В последнее время около 1860 года перешла сюда, из Нижнего Новгорода Нижегородского женского монастыря девица Агафия Данилова Степанова и присоёдинилась к трем домикам девиц, составлявших хор пения и посвятивших себя отшельнической жизни. Она с всею энергиею горячо принялась за устройство женской обители, или общины, словом посвятила все свои труды этому богоугодному делу. До этого времени они жили без всякого устава, домики их находились частью на церковной, частью на помещичьей земле, одна помещица дозволила им выстроить, кельи, но за смертью ее, земля эта поступила в заведывание ее родственника, который начал теснить девиц и таким образом вынудил купить у него землю, заплатив с небольшим за 2 десятины неудобной земли 300 рублей серебром. Чтобы более упрочить свое положение на будущее время, в январе месяце 1865 года Агафия Степанова обратилась вместе с другими 9ю девицами с просьбою к преосвященному Феофану, Епископу Владимирскому и Суздальскому, о дозволении им жить при Троицкой пустынской церкви, с подчинением власти местного священника и о дозволении построить им дом на церковной земле , так как домики их стали приходить в ветхость; общежитие они положили по уставу Саровской пустыни , прибавляя к нему, утро и вечер правило утренних и вечерних молитв, поклоны по Саровскому уставу, чтение акафиста Корсунской Богоматери , канон Ангелу Хранителю, дневной акафист.

При прошении они представили и свидетельство священника о желании постройки им дома, который писал: «со стороны нашей не только никаких препятствий не имеется, но даже и сами желаем, потому что чрез их пение и чтение доставляется большая польза для храма и возбуждается в предстоящих благоговение». Преосвященный 19 января того года разрешил им следующей резолюцией: «19 января 1865 года. Бог благословит, разрешается устроить дом; надзор над девицами поручается местному священнику. И устав молитвенный утверждается; исполнять его не опустительно, пусть приобретут книги для чтения и назначат час и читают все вместе книги, особенно полезные: Ефрема Сирианина, Макария Египетского, святителя Тихона, Четь-Минеи, смотрительницею за порядком и всей жизнью определяется просящая Агафия Степанова. Если вздумают определить с большою подробностью правила, пусть сделают и представят. Феофан Епископ Владимирский».

По получении благословения Преосвященного, смотрительница Агафия еще с большою энергию принялась за устройство обители: приобрела в собственность землю, нашла благодетелей, которые пожертвовали лес на постройку дома. Девицы прежде жили (до 1867 г.) в трех маленьких кельях, выстроенных на самом берегу озера «Калачнаго», саженях - в 100 от церкви (Троицкой), которые время от времени пришли в ветхость; особенно во время весны, при большом разливе, вода вливалась в нижний этаж, вредила полы и вливалась в печку. Такое стеснительное положение вынудило смотрительницу Агафию прибегнуть к постройке не

отдельных келий, а одного большого дома, в котором можно было поместиться без стеснения, в чем и оказался полный успех, при помощи благотворителей. Взамен старых келий выстроен большой деревянный двухэтажный корпус величиною в квадрате 24 аршина, в который и перешли они только 22 сентября 1868 года. Затем, они устроили на своей земле два небольших огорода, с необходимыми для себя овощами, расчистили дубовый, принадлежащий им кустарник, завели 5 коров и 1 лошадь, словом завелись полным, достаточным для них, домохозяйством: увеличилось число сестер до 18 человек . Составился хор певиц, в числе коих и сама смотрительница. В таком положении находились сестры до 1892 г. Определением Святейшего Синода от 19марта/11апреля 1892 года    утвержден устав женской Серапионозской богадельни, а попечителем ее избирается Московский купец А. Ф. Малинин, который и постарался возобновить бывшую обитель и тем удовлетворить желанию окрестных жителей. Им изысканы в 1904 году и средства на содержание богадельни в размере 5000 рублей, полученных от пот. поч. гражданина Андрея Ленивова и пожертвовано в пользу ее 13 десятин 1560 кв. саж. земли, под названием урочище «Ялтовский бор», принадлежащей ему. Но Алексей Феодорович Малинин не ограничивается и этой жертвой: что ни год, то новые и новые жертвы потекли от него на дело Божие. Октября 6 дня 1904 года Малинин обратился к Архиепископу Сергию с просьбой следующего содержания: «В ознаменование радостного события — рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и на основании §§ 2, 21 и 22 Уст. богадельни, утвержд. определением Святейшего Синода от 19марта/11апреля 1892 г., я желаю устроить при Серапионовой богадельни, учрежденной вблизи села Упраздненной Серапионовой пустыни, Вязниковского уезда, домовую церковь. Как по мысли учредителей, так и по моему мнению устройство богаделенного храма крайне необходимо для призреваемых, не могущих посещать приходскую (Троицкую) церковь по преклонным летам и болезненному состоянию. Кроме сего богадельня и приходской храм расположены в луговой стороне реки Клязьмы, вследствие чего сообщение с приходским храмом весной и осенью весьма затруднительно, так как между приходскою церковью и богадельнею находится овраг, чрез который переезд совершается только на ботниках. А посему осмеливаюсь утруждать просьбою: не соблаговолите ли Вы, Ваше Высокопреосвященство разрешить мне устройство, церкви в доме для немощных лиц. Все расходы для сего святого учреждения, как по устройству церкви, так и по снабжению ее утварью принимаю на себя, не касаясь богаделенных сумм. При сем представляется удостоверение местных причта и благочинного о том, что препятствий с их стороны не имеется". Разрешение на устройство церкви в доме последовало уже в 1905 году при Епископе Никоне, а 24 сентября 1906 года при существующей, в упраздненной, ныне Серапионовой пустыни, богадельне торжественно освящен  сооруженный, в ознаменование всерадостного события — рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича  собственными средствами Московского купца Алексея Феодоровича Малинина новый храм во имя молитвенника земли Русской Святителя и Чудотворца Алексея, митрополита Московского, и в сентябре того же года определен священник к богадельни. Храм сей, приписан к Троицкой, в селе упраздненной Серапионовой пустыни, церкви. Так, по неисповедимым судьбам Божиим был освящен первый храм в реставрированной пустыни, построенный «трудами снедаемых ревностью по доме Божием лиц» и «наполняющийся в настоящее время дымом от славы Божией и силы Его, в котором и приносится бескровная умилостивительная жертва за всех человек".

 


Храм г. Малининым устроен в уютном скромном виде; иконостас покрыт позолотой; храм еще пока не отличается обширностью и нередко в большие праздники , наиболее чтимые местным населением, не вмещает всех приходящих помолиться. Необходимая утварь, ризница и священные предметы имеются при храм в самом ограниченном количестве. В залог духовного общения и единения с пустынью приходскою имеются в домовой церкви: икона Корсунская Божией Матери и икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. За истекшие 12 лет г. Малининым  устроены двухэтажный  деревянный дом в 8 комнат, с домовой, небольшой церковью, сооруженной в 1906 году, два одноэтажных флигеля в 4 комнаты и разные хозяйственные строения. Другой благотворитель — Василий Владимирович Бузин  выстроил в 1912 году новую тесовую ограду вокруг всей богадельни с 4 воротами: длиною 250  сажен и вышиною 4 1/2 арш., израсходовав на все это 1500 рублей из своих собственных средств. В богадельне проживают в настоящее время 33 сестры, которые занимаются обработкой земли, рукоделием, чтением по усопших Псалтири и пением. Насельницы обходятся без посторонней помощи и не только сами питаются плодами от земли, но и выручают не менее 100 рублей в год доходов.

В октябре 1912 года попечитель Серапионовской богадельни потомственный почетный гражданин Алексей Феодорович Малинин обратился к Архиепископу Николаю с просьбой следующего содержания: «Серапиновская богадельня, устав коей утвержден определением Святейшего синода в 1892 году, просуществовала целых 20 лет. При открытии ее о6разовалась небольшая община сестер, но дело пошло так успешно, что в данное время община эта имеет уже 33 сестры, добывающих себе пропитание занятием различными рукодельными и полевыми работами. Вполне сочувствуя насельницам Серапионовой богадельни и зная их нужды, мною было подано прошение о разрешении устройства в доме для немощных лиц храма, каковой, благодатью Божией, и освящен был 24 сентября 1906 года и теперь в сем храме викарным священником совершается богослужение почти ежедневно и со всею строгостью монастырского устава. В виду вышеизложенного и в заботах об оживлении церковной жизни, я, на основании § 1  Уст. богадельни, осмеливаюсь утруждать просьбою: не соблаговолите ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, открыть вместо богадельни женскую общину, с  наименованием оной: „Серапионовская Алексеевская женская Община». А в виду исполняющегося в будущем году 300-летия Царствования Дома Романовых я вношу %%-ными бумагами семь с половиной тысяч рублей с тем, чтобы %% с оного капитала шли на содержание священника при Общине». Высокопреосвященный Владимирский, согласно просьбе г. Малинина и заведующей богадельней старшей сестры Натальи Поляковой, возбудил ходатайство пред Святейшим Синодом об образовании самостоятельной Общины из богадельни Серапионовской с таким числом сестер, какое Община, по своим средствам, может содержать. И Святейший Синод, имея в виду, что открытие Общины безусловно полезно для окрестных крестьян в просветительном и религиозно-нравственном отношении, удовлетворил означенную просьбу Высокопреосвященного. Указ об открытии Общины последовал сего года.

Дай Бог этой благочестивой обители, смиренно приютившейся в дубовом лесу на левом берегу   р. Клязьмы, полного процветания  и полного успеха!



Протоиерей Василий Орлов.

 

Примечания:

 

  1. Суздальский Спасо-Евфимиев, 1 кл., в г.Суздаль на берегу р.Каменки. Основан в 1352г., по повелению Суздальского и Нижегородского Князя Бориса Константиновича, преп. Евфимием Суздальским, который скончался в 1401 году (88-летним старцем).
  2. Флорищево-Успенская пустынь, заштатная, общежитная, в 25в. от г.Гороховца, на горе, называемой Флорищевой. Основана в XVIIв. схимонахом Мефодием, но первым строителем был сподвижник его Иларион, впоследствии митрополит Суздальский с 1682—1705 г.
  3. Синодик этот хранится в церковно-историческом древлехранилище прииконно-книжном складе Александроневского Братства.
  4. Деревня Лихая Пожня существует и до ныне: она находится на шоссе в 12 вер. от уезд. гор. Вязников по направлению к Москве и состоит в приходе села Меркутина, Станковской волости.
  5. Преосв. митроп. Казанский и Свияжский (1673—1671г), а затем перемещен митрополитом Великоновгородским и Великолуцким (1674—1695 г.).
  6. Серапион, архиепископ  Суздальский (1634—1654 г.)
  7. 0 преп. Михаиле Верижнике ем. у Стромилова «Влад. Еп. Вед. - № 14, за 1884г.
  8. Преп. Иоаким инок и затворник Николо-Шартомской обители, находящейся в 10 верстах от гор. Шуи, к северу.
  9. Описание документов и дел Архива Св. Синода, т. XXI.
  10. В Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь переселились полагать надобно потому, что эта местность составляла прежде Суздальский уезд; они и перешли в Суздаль, как в свой уездный город.
  11. Так еще не очень давно, в 1869 году, как нам рассказывали, в той пустыни были уничтожены древние монашеские одежды, которые предали неизвестно, по какой причине, огню.
  12. Земли приобретенной в собственность, у них еще в то время не было.
  13. Саровская-Успенская пустынь общ. в 37в. от уездн. г.Темникова Тамбов. губ., на границе Нижегородской и Тамбовской губ. в 60в. от ж. ст. Арзамас, на высокой горе, окруженной со всех сторон густым хвойным лесом. В главном храме пустыни - Успенском соборе находится главная святыня обители — святая и многоцелебные мощи пр. Серафима.
  14. К иконе Корсунской Божией Матери народ имеет особенное благоговение, икона Корсунской Богоматеи по преданиям считается явленною на этом месте, где основана пустынь.
  15. Постоянно являются много желающих девиц поступить в число сестер, но они принимаются не иначе, как со строгим усмотрением.
  16. См. № 49. стр. 513-ю «Церковных Ведомостей», за 1906 год.
  17. 3) День рождения — 30 июля 1904 года.
  18. 3) В праздник св. Алексея 12 февраля и 20 мая и Корсунской Божией Матери 9 октября, но преимущественно более всего 29 августа — день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Иоанна.
  19. Судогодский 2-й гильдии купец состоит в селе Голышево, Судог. уезда, церковным старостою.

 

 

 

Пожертвование

Баннер


Баннер
Я принимаю Яндекс.Деньги 41001436693394