Серапионова пустынь

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Историческое описание Серапиновой пустыни - Продолжение 2

Индекс материала
Историческое описание Серапиновой пустыни
Продолжение 2
Продолжение 3
Все страницы

Кроме синодика имеется еще описание этой пустыни от 1702 года: «В Ярополченском стану Троицы Серапионова пустынь, а в ней церковь деревянная во имя Живоначальныя Троицы об одной главе».... «Колокольня на столбе, на ней 3 колокола. В монастыре 13 келий — крыто драньем, в них живут: иеромонах Макарий, крылошанин, пономарь, проскуряк да 5 старцев; Государева денежного и хлебного жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаянием». Пустынь существовала до половины XVIII столетия, как то можно видеть из имеющегося в архиве Св. Синода дела № 637/413 26ноября/1июня 1742г.: «По доношению Нижегородской Духовной Консистории о впавших в разные вины священно-церковнослужителях». Список впавших в вины, кои прощены были монашествующие — расстриги, коим монашество возвращено: Ярополческой волости, Серапионовой пустыни 1 человек .

 


Около 50 лет пустынь находилась в большой скудости и опасности со стороны тогдашних разбоев, что видно и из синодика, в котором встречаются такие выражения: «священно иерея Романа убиенного от разбоя". Лесные бродяги неоднократно разбойнически нападали на нее и грабили, а около 1749 года окончательно разорили и церковь деревянную во имя Св. Жив. Троицы и в честь Корсунской Божией Матери выжгли. Монашествующие, в числе 5 человек, переселились после того в Суздальский Спасо-Евфимеев монастырь . Затем Серапионова пустынь, при учреждении духовных штатов в 1764 году, была упразднена и церковь ее обращена в приходскую. А когда в 1778 году образовано было Владимирское наместничество, упраздненная пустынь объявлена была принадлежащею к Вязниковскому уезду, а не к Суздальскому.

Просуществовавши некоторое время, монастырь или монастырек превратился в село, и монастырская церковь Св. Живоначальныя Троицы сделалась приходскою Вследствие того, конечно, что с развитием населения в этой местности явилась надобность именно в приходской церкви и в приходском духовенстве для исправления треб.

Итак, по приведённым данным, история упраздненной Серапионовой пустыни тесно связана с жизнью преподобного Серапиона; но, к великому сожалению, память об этом подвижнике и пустыннике не сохранилась, ни в предании окрестного населения, ни в виде камня с образом и летописью, который, вероятно, поглотила земля, или уничтожило невежество , ни в виде иконы. И, Бог весть, что стало бы с Серапионовой пустынью, если бы не почивало на ней благословение преподобных первооснователей ее. Всеистребляющее время не могло, однако, повлиять на то благоговейное памятование о бывшей Серапионовой пустыни, каким окружала и до сих пор окружает ее память живая народная молва. А известно, — слухи народные до некоторой степени свидетельствуют и о том, к чему стремится этот народ. Этот «голос народа», который вместе с тем есть и «голос Бога» (Vox populi – vox Dei), хорошо был понят некоторыми людьми, которые и постарались возобновить бывшую обитель на месте, политом потом и слезами угодника Божия Серапиона, и тем удовлетворить желанию окрестных жителей.

В 1844 году поселились здесь девицы и вдовы или, как они называются, сестры, от суеты мирской посвятившие себя служению Богу, в числе 9 человек; все они Вязниковского уезда; имена их, как видно из синодика, Наталья, Анны 3, Александры 2, Марья, Феодосия и Параскева. Они, находясь в саженях в 100 от церкви (Троицкой), молились, пропитывались собственными трудами и вместе с тем устраивали хор пения, которое с каждым годом улучшалось и привлекало много богомольцев.

В последнее время около 1860 года перешла сюда, из Нижнего Новгорода Нижегородского женского монастыря девица Агафия Данилова Степанова и присоёдинилась к трем домикам девиц, составлявших хор пения и посвятивших себя отшельнической жизни. Она с всею энергиею горячо принялась за устройство женской обители, или общины, словом посвятила все свои труды этому богоугодному делу. До этого времени они жили без всякого устава, домики их находились частью на церковной, частью на помещичьей земле, одна помещица дозволила им выстроить, кельи, но за смертью ее, земля эта поступила в заведывание ее родственника, который начал теснить девиц и таким образом вынудил купить у него землю, заплатив с небольшим за 2 десятины неудобной земли 300 рублей серебром. Чтобы более упрочить свое положение на будущее время, в январе месяце 1865 года Агафия Степанова обратилась вместе с другими 9ю девицами с просьбою к преосвященному Феофану, Епископу Владимирскому и Суздальскому, о дозволении им жить при Троицкой пустынской церкви, с подчинением власти местного священника и о дозволении построить им дом на церковной земле , так как домики их стали приходить в ветхость; общежитие они положили по уставу Саровской пустыни , прибавляя к нему, утро и вечер правило утренних и вечерних молитв, поклоны по Саровскому уставу, чтение акафиста Корсунской Богоматери , канон Ангелу Хранителю, дневной акафист.

При прошении они представили и свидетельство священника о желании постройки им дома, который писал: «со стороны нашей не только никаких препятствий не имеется, но даже и сами желаем, потому что чрез их пение и чтение доставляется большая польза для храма и возбуждается в предстоящих благоговение». Преосвященный 19 января того года разрешил им следующей резолюцией: «19 января 1865 года. Бог благословит, разрешается устроить дом; надзор над девицами поручается местному священнику. И устав молитвенный утверждается; исполнять его не опустительно, пусть приобретут книги для чтения и назначат час и читают все вместе книги, особенно полезные: Ефрема Сирианина, Макария Египетского, святителя Тихона, Четь-Минеи, смотрительницею за порядком и всей жизнью определяется просящая Агафия Степанова. Если вздумают определить с большою подробностью правила, пусть сделают и представят. Феофан Епископ Владимирский».

По получении благословения Преосвященного, смотрительница Агафия еще с большою энергию принялась за устройство обители: приобрела в собственность землю, нашла благодетелей, которые пожертвовали лес на постройку дома. Девицы прежде жили (до 1867 г.) в трех маленьких кельях, выстроенных на самом берегу озера «Калачнаго», саженях - в 100 от церкви (Троицкой), которые время от времени пришли в ветхость; особенно во время весны, при большом разливе, вода вливалась в нижний этаж, вредила полы и вливалась в печку. Такое стеснительное положение вынудило смотрительницу Агафию прибегнуть к постройке не

отдельных келий, а одного большого дома, в котором можно было поместиться без стеснения, в чем и оказался полный успех, при помощи благотворителей. Взамен старых келий выстроен большой деревянный двухэтажный корпус величиною в квадрате 24 аршина, в который и перешли они только 22 сентября 1868 года. Затем, они устроили на своей земле два небольших огорода, с необходимыми для себя овощами, расчистили дубовый, принадлежащий им кустарник, завели 5 коров и 1 лошадь, словом завелись полным, достаточным для них, домохозяйством: увеличилось число сестер до 18 человек . Составился хор певиц, в числе коих и сама смотрительница. В таком положении находились сестры до 1892 г. Определением Святейшего Синода от 19марта/11апреля 1892 года    утвержден устав женской Серапионозской богадельни, а попечителем ее избирается Московский купец А. Ф. Малинин, который и постарался возобновить бывшую обитель и тем удовлетворить желанию окрестных жителей. Им изысканы в 1904 году и средства на содержание богадельни в размере 5000 рублей, полученных от пот. поч. гражданина Андрея Ленивова и пожертвовано в пользу ее 13 десятин 1560 кв. саж. земли, под названием урочище «Ялтовский бор», принадлежащей ему. Но Алексей Феодорович Малинин не ограничивается и этой жертвой: что ни год, то новые и новые жертвы потекли от него на дело Божие. Октября 6 дня 1904 года Малинин обратился к Архиепископу Сергию с просьбой следующего содержания: «В ознаменование радостного события — рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и на основании §§ 2, 21 и 22 Уст. богадельни, утвержд. определением Святейшего Синода от 19марта/11апреля 1892 г., я желаю устроить при Серапионовой богадельни, учрежденной вблизи села Упраздненной Серапионовой пустыни, Вязниковского уезда, домовую церковь. Как по мысли учредителей, так и по моему мнению устройство богаделенного храма крайне необходимо для призреваемых, не могущих посещать приходскую (Троицкую) церковь по преклонным летам и болезненному состоянию. Кроме сего богадельня и приходской храм расположены в луговой стороне реки Клязьмы, вследствие чего сообщение с приходским храмом весной и осенью весьма затруднительно, так как между приходскою церковью и богадельнею находится овраг, чрез который переезд совершается только на ботниках. А посему осмеливаюсь утруждать просьбою: не соблаговолите ли Вы, Ваше Высокопреосвященство разрешить мне устройство, церкви в доме для немощных лиц. Все расходы для сего святого учреждения, как по устройству церкви, так и по снабжению ее утварью принимаю на себя, не касаясь богаделенных сумм. При сем представляется удостоверение местных причта и благочинного о том, что препятствий с их стороны не имеется". Разрешение на устройство церкви в доме последовало уже в 1905 году при Епископе Никоне, а 24 сентября 1906 года при существующей, в упраздненной, ныне Серапионовой пустыни, богадельне торжественно освящен  сооруженный, в ознаменование всерадостного события — рождения Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича  собственными средствами Московского купца Алексея Феодоровича Малинина новый храм во имя молитвенника земли Русской Святителя и Чудотворца Алексея, митрополита Московского, и в сентябре того же года определен священник к богадельни. Храм сей, приписан к Троицкой, в селе упраздненной Серапионовой пустыни, церкви. Так, по неисповедимым судьбам Божиим был освящен первый храм в реставрированной пустыни, построенный «трудами снедаемых ревностью по доме Божием лиц» и «наполняющийся в настоящее время дымом от славы Божией и силы Его, в котором и приносится бескровная умилостивительная жертва за всех человек".

 



 

Пожертвование

Баннер


Баннер
Я принимаю Яндекс.Деньги 41001436693394